И ты, великодушная на диво, казни меня забвеньем, коль солгу… И без меня ты можешь быть счастливой, я без тебя, Россия, не могу! Викулов С.В.
Любовь к Родине, Отечеству. Когда она вспыхивает в сердце человека?
Как становится той силой, которая подымает его на подвиг, вдохновляет на всё то, что велико и славно на свете? Трудно сказать. Одно несомненно. Это совершается тогда, когда человек открывает для себя окружающий мир, получает первые знания о своей стране, о её природе, истории, культуре, когда начинает восхищаться её героями и ненавидеть врагов. Детство, юность – самая благоприятная пора для этих открытий, для воспитания священного чувства любви к Родине.
Патриотическое воспитание школьников настолько важно, что на каждом конкретном историческом этапе развития страны этот вопрос становится снова и снова.
Успехи нашей страны в борьбе за мир, благоприятные перемены в международной обстановке, которые произошли в последнее время, не означают, что на земле не осталось сил, которые хотели бы повернуть историю вспять, которые по-прежнему не вынашивали бы планов новой войны. Поэтому актуальной остаётся задача подготовки учащихся к защите своего Отечества.
Отечество – это край, в котором человек родился, вырос. Это край отцов, его «малая родина». Отечество – это страна, в которой живёт твой народ; это язык, земля, которую он преобразовал, украсил своим трудом, его культура, традиции, ценности науки и искусства. Отечество и патриотизм неразрывно связаны друг с другом.
Патриотизм – это чувство безмерной любви к Родине, гордости за неё; это эмоциональное волнение, переживание, радости за её успехи и горечи за неудачи и поражения. Любовь к Отечеству сравнима лишь с любовью к матери. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства и счастья.
Но патриотизм это не только идея, чувство и эмоции. Это и конкретная предметная, практическая деятельность людей, их поступки, способствующие процветанию, прогрессу Родины, защита и оборона её от врагов.
Патриотизм наших людей особенно ярко проявился в дни грозных испытаний Великой Отечественной войны, в период афганских и чеченских событий.
В процессе изучения в школе прошлого и боевых традиций народов нашей страны в борьбе против иноземных захватчиков, военных событий отечественной истории, перед нами - учителями истории, открываются широкие возможности для формирования исторического сознания, чувства гордости за свою Отчизну, нравственного воспитания учащихся.
Конечно, урок и сегодня остаётся основным средством обучения, а применение различных его форм от словесных до внедрения видео,- и аудиоаппаратуры, компьютерного оснащения только обогащают знания учащихся. Но и этого, мне кажется, мало. Поэтому чтобы лично увидеть природу родной Кубани, в весенне-летнее время школа организует автобусные экскурсии по интересным и памятным местам Краснодарского края. Учащиеся побывали на местах бывших боёв нашей армии с немецко-фашистскими захватчиками в г. Крымске - место, где когда-то проходил передний край обороны Голубой линии. Они видели воронки от авиабомб и снарядов, огромное количество осколков от мин снарядов, которыми напичкана кубанская земля. В городе-герое Новороссийске мальчишки и девчонки посещают Малую Землю, Долину Смерти, Колодец Жизни. И чем больше они слышали о войне, чем больше видели своими глазами, тем серьёзнее становились их лица. А ещё больший интерес вызвало у ребят посещение дольменов, святого источника Феодосия Кавказского. Напиться из родника святой воды, умыть лицо освежающей влагой и тем самым прикоснуться к частичке родной истории – незабываемо и оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь. Немало интересных исторических мест и в городе Краснодаре, что дает для учащихся еще одну практическую возможность познания своей родной Кубани.
А сколько интересного учащиеся нашей школы видят, совершая туристические походы с учителем физкультуры Артюховым А.И. Походы проходят по горным тропам, где когда-то шла война. Там, в предгорьях Кавказа, ученики видят не только засыпанные окопы, но и памятники-могилы, где похоронены наши бойцы, отдавшие жизнь ради нашего светлого будущего. И не будет никогда среди них равнодушных, потому что нельзя пройти мимо могилы и не положить живые цветы.
Очень часто в прессе, в приватных разговорах можно услышать мнение о том, как раньше хорошо всем жилось, какое чудесное было время. Но ностальгируя по прошлому, будущего не обеспечить. К сожалению, память человеческая имеет много вопросов, медленно, но верно её подтачивающих.
Но наши дети должны наследовать славу своих дедов как самое ценное достояние жизненного опыта, приобретенное дорогой ценой. Празднование 70-летия Победы тому подтверждение. С чувством патриотического долга, простым человеческим желанием учащиеся МАОУ СОШ№17 города Краснодара провели поиск фотографий своих дедушек и бабушек, родных и близких, просто знакомых – участников Великой Отечественной войны для того, чтобы участвовать во Всероссийской вахте памяти. Сколько новых и героических страниц было открыто и сохранено в памяти ребят. Поэтому надо, чтобы наша молодёжь, юношество, подростки как можно полнее узнавали из средств массовой информации о боевых подвигах нашего народа. Учились бы на их примерах быть стойкими и мужественными.
Я глубоко убеждён, что патриотическое воспитание надо начинать в семье. Именно она закладывает его основы. А школа должна подхватить эстафету и продолжить сложное, но нужное дело. И мы, учителя, независимо от преподаваемого предмета, должны активно способствовать этому процессу. Ведь именно на уроках истории патриотическое воспитание проходит красной нитью, приобщая детей к нашей многогранной и героической истории.
За последнее время вернулось положительное отношение и даже романтика к военной службе. А ведь это труд и подчас тяжёлый, с риском для жизни. Есть военные и среди выпускников нашей школы. Вот что интересно: в редких встречах, беседах с ними не чувствуется досады, не слышно жалоб на свою судьбу – всё принимается как должное и главное в словах – «служить будем столько, сколько потребуется». И это несмотря на то, что у многих из них пока нет ни своих квартир, ни своих домов, частые переезды по гарнизонам. Такой положительный результат служения Родине уже говорит о том, что идеи патриотизма не умерли, они возрождаются с новой силой и будут основой в воспитании будущих поколений.
В недалёком прошлом почти в каждой школе были патриотические поисковые клубы. В девяностые годы прошлого века некоторые из них были закрыты. Причин тут немало: недостаток финансирования, старение ветеранов Великой Отечественной войны, возглавлявших эти клубы, исчезновение пионерской и комсомольской организаций и их центральных органов, которые были своеобразными «заказчиками» этого направления в патриотическом воспитании. За последние 5-7 лет поисковые движения и патриотические клубы стали возрождаться и не без участия учителей истории. Вновь проявляется интерес к школьным музеям, которые, несмотря на финансовые и иные трудности, расширяют свои экспозиции, вовлекают учащихся в поисковую работу. В нашей школе у истоков создания музея стояла учитель истории Максименко Л.М. Под ее руководством учениками школы собран богатейший материал об истории нашего микрорайона. Музей продолжает работу и можно надеяться, что его роль в воспитании патриотизма будет только возрастать.
На мой взгляд, создание военно-патриотических клубов подымет на новый уровень престиж военной профессии. С 2008 года срочная служба в Российской Армии сокращена до одного года. Как человек, прошедший двухгодичный срок службы, считаю, что этого недостаточно. Овладеть воинской специальностью, воспитать в себе волевые качества бойца, солдатские умения и навыки невозможно за столь короткий период. И военно-патриотические клубы сыграли бы здесь важную роль. Думаю, такие клубы могли бы возглавить не только учителя основ безопасности жизнедеятельности, истории, но и воины-афганцы, участники чеченских событий. Вопросы, которые решали бы клубы, многогранны: поисковая работа, изучение воинских уставов и правил обращения с оружием, переписка с воинами – бывшими учениками школы, посещение воинских частей и шефство над ними, изучение военной истории, организация военных летне-полевых сборов на базе воинских частей, приобщение к солдатскому быту, посещение мест боевой славы. Сами по себе военно-патриотические клубы не возникнут. Нужны энтузиасты – люди, которые эту работу возглавят. Ну а помочь найти таких людей могут и районные военные комиссариаты, в корне заинтересованные в том, чтобы призывники воспринимали слово «Родина» как ни нечто абстрактное, а чтоб за этим словом им виделась родной город, станица, хутор, отцовский дом, мать, великая держава, будущее которой и её безопасность всецело находится в их надёжных руках.
Как традицию, учащиеся нашей школы поддерживают шефство над памятником летчику Сафонову Б.Ф., в честь которого названа улица нашего пригородного посёлка. У маленького мемориала проводятся митинги, торжественные линейки, возлагаются живые цветы.
Сегодня проблемой патриотического воспитания является не малое количество книг о войне, а то что уходит как-то из человеческой жизни чтение самих книг. Вот фильмов патриотической направленности в последнее время создано немало. Они вызывают неподдельный интерес и у молодежи и у людей старшего поколения. Но, только читая книгу, человек может не только погрузиться во временные рамки прочитанного, но и поразмыслить над фразой, приостановив чтение, проанализировать содержание книги, и, если нужно, вернуться к ней заново. Однако многих все еще притягивает к себе телевизор с его низкопробными фильмами и передачами, ничего не дающими для души. Немало времени ребята проводят в интернете. При этих условиях детская душа постепенно черствеет, грубеет и порой не находит ответов на жизненно важные вопросы своего бытия. И как важно в это время увидеть это и помочь ребенку разобраться в сложных вопросах, вселить в него уверенность в завтрашний день.
Время идёт, дети растут и от того какими они вырастут, зависит не только состояние общества, но и будущее России.
Наша задача, учителей России, не упустить время!
Иванов Владимир Николаевич, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ№17