Концепция модернизации Российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона РФ «Об образовании».
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.
Совместная деятельность семьи и школы позволяет обеспечить эффективность психического и социального развития учащихся, вывести ребенка из группы "трудных", нормализовать условия его развития, сформировать необходимые психотехнические навыки взаимодействия взрослых и детей, обеспечить социальную адаптацию школьников.
Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с её помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.
Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.
Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родительской общественностью. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.
В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч.
В рамках родительского всеобуча могут быть использованы традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания. Вместе с тем, в последние годы появляются и новые формы: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие. Меняется и тематика педагогического просвещения.
Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки), использования технического оснащения.
Организация родительского всеобуча в общеобразовательном учреждении.
Цели родительского образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников в школе в ряду других субъектов воспитательного процесса.
Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий.
Образование родителей на базе общеобразовательного учреждения ориентировано на актуальные проблемы жизни, семьи и ее взаимодействия со школой.
Следует учитывать, что наибольший эффект достигается тогда, когда обучение соединено с решением практических задач воспитания детей.
Для успешной организации обучения нужны люди, которые будут проводить эту работу. Это могут быть классные руководители, председатели методического объединения классных руководителей, заместители директора по воспитательной работе и социальной защите детства, руководители социально-психологической службы.
Психологическая служба школы:
- проводит диагностику стиля воспитания в семьях;
- осуществляет на основании полученных данных индивидуальные консультации для родителей (по проблемам взаимодействия детей и родителей, учеников и учителей, родителей и педагогов) с целью реальной коррекции этих взаимоотношений;
- ежемесячно проводит тематические практикумы для родителей, способствующие профилактике и преодолению возникновения психологических и педагогических проблем в семье и школе.
Для проведения занятий с родителями составляется график занятий (расписание) с утвержденным директором школы определенным днем недели и временем проведения занятий для каждой избранной формы родительского всеобуча (ответственность за составление расписание занятий – заместитель директора по учебно-воспитательной работе).
Для индивидуальных бесед и консультаций педагогов и специалистов различных школьных служб выделяются другие дни недели. Обучение проводится в удобное для родителей время.
Такая система взаимодействия школы и семьи позволит реально осуществить гуманистические личностно-ориентированные подходы в целостном воспитательном процессе.
Работа с родителями ведется в соответствии с разработанной программой «Семья и школа как партнеры»
Отбор материала для программ родительского образования подчинен нескольким принципам:
Родительское образование базируется на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка.
Материл, отобранный для изучения должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям из детей-школьников.
Учебные занятия с родителями должны соответствовать образовательным целям определенного раздела программы, способствовать решению поставленных в программе задач.
Одним из главных принципов родительского образования является принцип вариативности.
Родительское образование для тех, чьи дети являются учащимися 1-4 классов.
Здесь центральными проблемами для родителей являются проблемы адаптации младших школьников к новой для них среде, а также вопросы сохранения психического здоровья ребенка и формирования у младшего школьника навыков учебной деятельности.
Главная цель на этом этапе родительского образования – заложить навыки совместной учебной деятельности родителей и детей в начальной школе, познакомить родителей с методами, приемами и формами адаптации младших школьников к условиям школы, дать представление об особенностях физического и психологического развития детей 6-10 лет.
Здесь очень важно довести до родителей, что младший школьный возраст является стадией активного накопления социального опыта. Мотив "Я хочу" отходит в этом возрасте на второй план, уступая установке "Я должен". Можно говорить, таким образом, с родителями о развитии рефлексивных способностей их детей. В рефлексии реализуется психическая активность ребенка. В младшем школьном возрасте рефлексия существует на фоне переживания таких чувств как горе, радость, стыд, гордость, вызванных личным поступком. Содержание ее – поиск линий собственного поведения. Приобретенные рефлексивные способности окажут неоценимую услугу ребенку при разрешении проблемных ситуаций при общении с педагогом и сверстниками.
Основное общеродительское образование (группа родителей учащихся 5-9 классов).
Для достижения максимального эффекта воспитания в этой возрастной группе необходим ряд условий, соблюдаемых родителями и педагогами:
Уважение к личности ребенка, его право на самоопределение.
Расширение прав детей и родителей, тесное сотрудничество школы и учреждений дополнительного образования с семьей.
При формировании образовательной политики образовательного учреждения необходим индивидуальный подход к обучению и воспитанию, принцип диалогичности.
Формирование ролевой идентичности подростка через предоставление ему возможности попробовать себя в различных видах деятельности, а также развитие ответственности за собственные поступки
Исходя из вышеизложенного, главной целью образования родителей на этом этапе является формирование у них представления об особенностях личности подростка. На основе психолого-педагогических знаний необходимо раскрыть основные законы развития личности подростка, вооружить родителей элементарным инструментарием для осуществления мудрого воспитания своих детей.
Образование для родителей учащихся 10-11 классов.
Центром обсуждения здесь становятся проблемы, свойственные старшему школьному возрасту (детям 15-17 лет): профессиональная ориентация, социализация и самореализация старшеклассников, подготовка к семье и браку.
Важнейшими социальными потребностями юношества становятся потребности в общении, сопереживании, в обособлении и уединении. Взрослые должны признать, что возрасту старшеклассников свойственен многообразный творческий потенциал, стремление к интенсивному познанию, склонность к мечтанию, ярко выраженная потребность в достижении.
Программа родительского всеобуча на данном этапе включает изучение основ процесса личностного самоопределения подростка (развитие самосознания, формирование систем ценностных ориентаций, жизненных планов и др.), составление ценностно-ориентационного портрета современного старшеклассника.